хороший вопрос.... такой труд все же...
Вероятно, потому что:
Что касается 4-х томника…
Самостоятельно и инициативно данный "труд" я врядли бы прочла, т.к. он написан отвратительным языком и перегружен декларативными пустыми измышлениями авторов и не является научным - хотя авторы на это явно претендуют. Но пришлось…
Для анализа мне предоставили электронную версию.
Вот некоторые довольно смелые, безапелляционные и не выдерживающие никакой критики цитаты авторов:
«Данное Руководство, несомненно, будет полезно полиграфологам, работающим в интересах государственной безопасности…» (с) стр.4
Несомненно? Полезно? Обоснование такого постулата? Его нет.
«… Владение ими исключает необходимость использовать какие-либо другие методы, тем более те, которые зачастую характеризуются невнятными описаниями и неизвестной валидностью.» (с) стр. 4
Те… эти… невнятные…. Неизвестные…
О чем повествуют авторы? Осталось невнятным….
«В конечном счете цели данного Руководства можно сформулировать следующим образом:
• обеспечение условий для единого, стандартизированного подхода к проведению тестирований с применением полиграфа;
• повышение качества, точности и надежности результатов, получаемых в процессе тестирования с применением полиграфа;
• предотвращение недопустимого использования в ходе тестирования на полиграфе непроверенных и научно-необоснованных методов (экспериментирования).» (с) стр. 8
Цели то сформулировать можно…. Только они также декларативны. И не более.
«Описываемые в Руководстве технологии применения полиграфа являются своего рода «стандартами», что гарантирует получение максимально качественных и надежных результатов при их использовании» (с) стр. 8
Стандартами! Не меньше….
Кем гарантирует…
«При подготовке настоящего Руководства авторами критически учтен многолетний опыт применения полиграфа, накопленный спецслужбами и силовыми структурами США» (с) стр. 8
Имели доступ??
Оказывается, что….
«В настоящее время «Метод сравнения зон» К. Бэкстера по ряду причин (методическая сложность, некоторая внутренняя противоречивость, склонность к «обвинительным» результатам, т.е. повышенная вероятность ложноположительных ошибок) представляет лишь исторический интерес» (с) стр. 25
Неожиданное замечание от авторов:
«… включая параметры окружающей среды, с
хранящейся в памяти человека информации.» (с) стр. 43
И тут же ниже шедевр ораторского искусства:
«Важное замечание:
значимость любого стимула определяется значимостью содержащейся в нем информации.» (с) стр. 43
И ниже:
«Таким образом, функция внимания как обязательный атрибут организации адекватной реакции организма после воздействия значимых стимулов
оказывается самым непосредственным образом связанной с происходящими в этот момент и описанными выше психофизиологическими изменениями. При этом логика протекающих в организме процессов в ходе восприятия значимых стимулов представляется достаточно простой. Чем выше значимость стимула, тем больше внимания он привлекает, и тем сильнее непроизвольное изменение психофизиологического состояния с целью подготовки организма к возможно необходимому поведению, и тем более выраженными будут физиологические реакции, отражающие это изменение.» (с) стр. 46
Ну, согласна… логика у авторов не сложная. Отсюда все беды….
«Приведенная цепочка психофизиологических процессов имеет
фундаментальный характер, а потому становится очевидным, что в ходе прикладных психофизиологических исследований, включая тестирование на полиграфе,
регистрируемые физиологические реакции могут использоваться в качестве основы для оценки уровня внимания испытуемого к различным предъявляемым стимулам и, следовательно, их относительной значимости для него.» (с) 46
Фундаментальный… Выделенный фрагмент – за гранью добра и зла с точки зрения физиологии.
«Таким образом, активность функции внимания и ассоциированные с ней физиологические изменения представляют собой тот
универсальный механизм, который лежит в основе практически всех известных методов, используемых для оценки достоверности сообщаемой человеком информации с применением полиграфа. Внимание самым тесным образом связано со всеми психическими процессами, в том числе с памятью и эмоциями, но
это все же принципиально особое психическое явление, характеризующееся своими законами и своей феноменологией.» (с) стр. 47.
За гранью – часть 2-я….
«Именно по этой причине достаточно эффективными являются хорошо известные полиграфологам форматы методов тестирования на полиграфе, такие как:
• «Тест молчаливых ответов» (Silent Answer Test), в котором тестируемый слушает вопросы полиграфолога и не отвечает на них вслух (
т.е. ложные ответы не произносятся)» (с) стр. 45
А правдивые – произносятся?
И еще:
«В прикладном плане очень важно, что функция внимания изучена
достаточно хорошо.» (с) стр. 47-48
И чуть ниже:
«К сожалению, в сегодняшней психологической и психофизиологической науке ни понятие внимания, ни понятие значимости стимула
пока еще не имеют однозначных и общепринятых определений и толкований,» (с) стр. 48.
Апогей научной тупости:
«Эмоции никоим образом не влияют на физиологическую активность - в этом нет никакого смысла с точки зрения их функций.» (с) стр. 53
Хотя нет… не апогей… это только начало… 53-я страница.
А первый том насчитывает более 200….
И все они написаны в единой логике авторов:
«Не вдаваясь в детальное объяснение того, почему так происходит, отметим…» (с) стр. 164
